Панамский канал, искусственный водный путь на
территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский
перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и
Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей
международного значения. Проходит в пределах особой зоны, находящейся
под юрисдикцией США.
Идея
прорытия канала относится к началу 16 в., но лишь с развитием
капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США
навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила
территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного
транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием
Великобритании в Центральной Америке, США заключили Клейтона — Булвера договор 1850,
по которому стороны отказались приобретать исключительные права на
будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет.
Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство Панамский канал в скандальную авантюру и привела к банкротству компании. Испано-американская война 1898
усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в
Западном полушарии. В 1901 они заключили с Великобританией новый
договор, согласно которому США получили исключительное право сооружения Панамский канал
Воспользовавшись национально-освободительным движением Панамского
народа, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от
Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону
для строительства канала. В 1904 военное министерство США приступило к
сооружению канала. Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй.
Длина Панамский канал 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км
по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде),
его трасса на атлантическом склоне проходит по долине р. Чагрес, на
которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает
долину р. Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра
87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 мм. Гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок Панамский канал, большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На Панамский каналм. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через Панамский канал 7—8 ч, минимальное 4 ч. Средняя пропускная способность 36 судов, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) 48 судов в 1 сут.
Панамский канал
избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или
вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших
морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным
и западным побережьями США (и Канады), расстояние между которыми
сократилось в 2,5—3 раза, между восточными побережьями США и Дальним
Востоком, а также между странами Латинской Америки.
В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших 121 млн. т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 млн. т и из Тихого в Атлантический океан 52 млн. т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность Панамский канал уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т — крупные
пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем
неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки
параллельного канала. Специальная комиссия в своём докладе президенту
США в 1970 рекомендовала построить новый канал на уровне океана по
трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к З. от существующего Панамский канал Сроки строительства ещё не определены. Вдоль Панамский канал, между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.
Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 о Панамский канал и зоне Панамский канал
В 1973 этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии
Совета Безопасности ООН. В 1974 была подписана совместная декларация
«Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения нового
договора о Панамском канале». С подписанием этой декларации переговоры
между Панамой и США о Панамский канал, ведущиеся с 1971, вступили в новую фазу. почти до 150 имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 Х 33,5