Льюис, Уильям Артур (Lewis)
род. 23
января 1915 г.
Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.
совместно с Теодором Шульцем
Вест-индский экономист
Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской
Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве
Бартон) и Джорджа Фердинанда Льюиса,
школьного
учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда
Л. было 7 лет, оставив воспитание пяти сыновей на
долю матери. Л. отзывался о своей матери как о «в
высшей степени дисциплинированном и трудолюбивом
человеке, превосходящем в этом отношении всех,
кого я когда-либо знал. И она передала эти
качества своим детям».
Когда в
1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия),
ему было всего 14 лет. Будучи слишком молодым для
поступления в университет, он работал
правительственным чиновником, пока не достиг
возраста, дававшего ему право получить
правительственную стипендию для учебы в Лондонской
школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в
1933 г. Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но
позднее вспоминал: «Это казалось безрассудным, так
как ни правительство, ни частная фирма не наняла
бы на работу чернокожего инженера». Поэтому он
выбрал более практичное направление учебы, которая
включала бухгалтерский учет, коммерческое право и
курс хозяйственного управления. туры в прагу
В 1937
г. он получил степень бакалавра в области
коммерции и диплом с отличием. Несмотря на то что
он не прошел соответствующего курса по экономике и
математике, ему была предоставлена полная
стипендия для учебы в докторантуре по
специальности «экономика промышленности». В
следующем году ему предложили годичный контракт
для преподавания в Лондонском университете, после
чего он был назначен ассистентом лектора. В 1940
г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948
г. оставался в Лондонском университете, после чего
стал профессором политэкономии в Манчестерском
университете.
Академическая деятельность Л. распадается
как бы на три фазы: история мировой экономики и
экономическое развитие; экономика промышленности;
экономические проблемы слаборазвитых стран. Его
работа в первой фазе началась, когда он еще
оставался в ЛШЭ. Там по рекомендации Фридриха фон
Хайека, тогдашнего руководителя экономического
факультета, он начал читать лекции по истории
экономики в период между первой и второй мировыми
войнами, когда цикл экономического процветания
сменился циклом депрессии. Этот курс лекций
позволил ему подготовить к изданию его первое
исследование этих циклов «Экономический обзор
1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"),
опубликованный в 1949 г. Свою новаторскую работу в
области экономики промышленности Л. обобщил в
книге «Накладные расходы: очерки по экономическому
анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in Economic
Analysis", 1950). После публикации этой работы он
стал сосредоточиваться во все большей степени на
экономических проблемах так называемого «третьего
мира».
Окончание второй мировой войны и
приобретение независимости многими бывшими
колониями европейских держав привлекло внимание к
проблемам экономического развития в странах
«третьего мира», которые экономисты прозвали
«Югом», в отличие от развитых капиталистических
стран, названных «Севером». В то время большинство
экономистов-плановиков считало, что развивающиеся
страны должны вкладывать свою прибыль от экспорта
своих традиционных продуктов в промышленный сектор
с тем, чтобы обеспечить быстрый экономический
рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе
успешного проведения «плана Маршалла» (названного
по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с
которым массированное вливание финансовых средств
для капиталовложений и технического оборудования
содействовало послевоенному восстановлению
Западной Европы.
В
процессе своей исследовательской работы Л. пришел
к противоположному мнению. Он подошел к экономике
развивающейся страны как к дуальной, а не единой,
в которую входит и аграрный, традиционный, сектор,
и промышленный, капиталистический. «Третий мир»,
как правило, обладает избытком неграмотных
сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными,
эти работники могли бы быть привлечены к работе в
растущих секторах торговли и обрабатывающей
промышленности при относительно низких издержках.
Полученные таким образом прибыли сформируют те
сбережения и тот капитал, в котором так сильно
нуждаются страны «третьего мира» для своего
экономического промышленного прогресса.
По
мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное,
отличное от «плана Маршалла».
Внешняя торговля не
может в бедных странах служить двигателем
экономического прогресса. Не выразил он доверия и
иностранным инвестициям капитала, но высказался за
повышение прибыли, финансирование промышленных
капиталовложений и осуществление крупных
инвестиций в народное образование, т.е. в
человеческий
капитал. Первый подход Л. к этой его
модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада
Организации Объединенных Наций «Экономическое
развитие в странах с низким доходом» ("Economic
Development in Low-Income Countries"), в
подготовке которого также участвовал Теодор
Шульц.
К 1955
г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического
роста» ("Theory of Economic Growth"), он
усовершенствовал и расширил свою первоначальную
модель. Он допустил, что мировое экономическое
производство состоит из «стали» (готового
промышленного продукта развитого мира), «кофе»
(экспортной монокультуры, базирующейся на
природных ресурсах «третьего мира») и
«продовольствия» (производимого и там, и там). Он
не мог воспользоваться моделью Хекшера – Улина
(составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) для
условий мировой торговли, потому что «кофе» не
может производиться в развитых странах «Севера».
Ключевым товаром было принято «продовольствие»,
которое производится с высокой эффективностью на
«Севере» и с низкой производительностью на «Юге»,
что и определяет неблагоприятные для последнего
условия торговли. Основным путем улучшения
торгового баланса и обеспечения развития «третьего
мира» поэтому было признано повышение
производительности сельского хозяйства и
инвестирование
сбережений в расширяющийся
промышленный сектор на «Юге».
Центральным пунктом теории экономического
развития Л. был процесс, который способен за
короткое время повысить норму сбережений
в
развивающихся странах с примерно 4 или 5% их
национального дохода примерно до 15%. Л. показал,
что этот процесс главным образом состоял в
расширении промышленного сектора с его довольно
высокой прибылью.
Необходимыми он также считал и
крупные
инвестиции в образование. В таких
благоприятных условиях будет расти как
региональная, так и мировая торговля (как это было
в 50-е и 60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут
продвигаться вперед совместно, а не за счет друг
друга. К экономическому росту Л. подходил с
широких позиций, включая в него и экономическое, и
социальное развитие. И что в равной степени важно,
он подчеркивал трудности централизованного
экономического планирования как в условиях
диктатуры, так и под руководством демократических
правительств. Он был одним из первых экономистов,
поставивших под вопрос положение о том, что всегда
желателен экономический рост, и выступивших в
пользу эволюции мировой экономики как единого
целого.
Теории
Л. вызревали в ходе его практической работы в
странах «третьего мира». С 1957 по 1963 г. он
работал в качестве экономического советника ООН
при премьер-министре Ганы, был заместителем
исполнительного директора Специального фонда
Организации Объединенных Наций и вице-президентом
Университета Вест-Индии. За эту деятельность он
был возведен в дворянское звание в 1963 г. В том
же году он поступил в Школу государственных и
международных проблем им. Вудро Вильсона при
Принстонском университете в качестве профессора
экономики и международных проблем. В 1968 г. он
получил дополнительную должность профессора
кафедры политической экономии Принстонского
университета. В 1970 г. он ушел в четырехлетний
отпуск в связи с тем, что стал основателем и
президентом Карибского банка развития на
Барбадосе.
Л.
также проявил интерес к положению чернокожего
населения в Соединенных Штатах, которое он считал
схожим с положением населения «третьего мира». Он
поднял вопрос о введении курсов лекций для
чернокожих в американских университетах, поскольку
придерживался твердого убеждения, что строгое
традиционное образование служит дорогой к
прогрессу.
Л.
разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979
г. с американским экономистом
Теодором Шульцем «за
новаторские исследования экономического
развития... в приложении к проблемам развивающихся
стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление
механизма роста» ("The Slowing Down of the Engine
of Growth") Л. соединил свои теории относительно
природы мировой торговли и ее истории, выдвинул
идею о том, что наименее развитые страны не должны
больше оставаться зависимыми в своем экономическом
росте от развитых стран.
Расширением региональной торговли, говорил
он, они могут в конечном счете ускорить свое
собственное развитие, даже если замедлится
экономический
рост в развитых странах. Он также
обвинил развитые страны в «недостатке осознания»
ими «взаимной зависимости» обоих типов
экономики.
В 1938
г. Л. женился на Глэдис Изабеле Джекобс с острова
Гренада, которая тогда работала школьной
учительницей в Лондоне, а в настоящее время
является скульптором; у них двое детей. Он
сохраняет за собой британское гражданство. В
свободное время любит слушать классическую музыку
и совершает длительные прогулки.
Л.
удостоен почетных ученых степеней многих
университетов в Соединенных Штатах, включая
Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов
Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, Бристоля, Лагоса и
Торонто. Он – почетный член Лондонской школы
экономики и член-корреспондент Британской академии
наук. Он занимал пост члена совета Королевского
экономического общества, президента Экономического
общества Ганы и члена Экономического
консультативного комитета Национальной ассоциации
поддержки цветного населения.
|