Общее представление о значении и состоянии экономической теории в
современном мире
Экономика - это особая сфера общественной жизни
со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере
формируется экономический
потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения
физиологических
и духовных потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой
половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с
театром,
где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от
сценария, режиссера-постановщика
и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана
осмысливать,
отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному
использованию
природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В
отличие
от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Для многих поколений советских людей основным источником
экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух
разделов: капитализма
и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена
традиционными
догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями.
Отвергались
все достижения современной экономической мысли как несостоятельные,
противоречащие
марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической
теории все более возрастает. Продукция Тенториум Объясняется это теми глобальными
переменами, которые
происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике
"Экономикс"
писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию,
подобен
глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная
практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к
современной
магистральной экономической теории дается с большим трудом.
В последние годы распространилось мнение о необходимости
буквального копирования курсов, по которым экономическая теория
изучается в ведущих
университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности
таких
курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они
построены на
глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении
людей, сформировавшемся
на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные
экономические
процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с
экономическим
устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс
"Основ экономической
теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала
мировая
экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы,
происходящие в нашей
экономике.
Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы,
подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ
мышления",
пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что
рассказываем гораздо
больше, чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором
экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и
последовательно
в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа
позволяют
нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется
и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука
называется
по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил
термин
"Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое
существование.
В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется
как политическая
экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как
Основы экономической
теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие -
разграничивают. Коренного
различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в
другом случаях
рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными
благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский
экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых
рекомендаций,
применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является
скорее методом,
чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике.
Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий
солнечную активность,
могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем
рабочем процессе.
Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться
экономить
свое ограниченное время и использовать его для накопления
профессиональных знаний
и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими
вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка
рассчитывает,
как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер
озабочен недостаточным
заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или
правительству; инженер
пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен
озабочен
спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец
акций в
панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко
и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный
экономический
анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства,
если
она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в
тупик,
к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое
значение науки
состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение -
к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется
и координируется определенными правилами, правилами игры. В
экономическом поведении
обширную и важную часть правил образуют права собственности.
Экономическая теория
пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и
позволяет предвидеть
направленность в экономическом поведении людей.
|