Прудон, Пьер Жозеф (Proudhon)(1809 - 1865)
Французский
экономист и философ.
"Собственность - это воровство."
"Философия не
признает иного
счастья, кроме себя, счастье, в свою очередь, не
признает никакой философии, кроме себя; таким
образом, и философ счастлив, и счастливец считает
себя философом."
«Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского
мыслителя Пьера Жозефа Прудона (1809–1865). Сын
крестьянина, самоучка, проведший жизнь в тяжелом
физическом труде и крайней бедности, Прудон был
одним из немногих вождей социалистического
движения XIX в., не принадлежавших к
господствующим классам. С именем Прудона связаны
самоидентификация анархизма, разработка его
основных социальных идей и их распространение в
массах.
Ученый и публицист, издатель газет
и депутат Национального собрания, участник
революции 1848 г., проведший свои последние годы в
эмиграции, Прудон написал множество книг и статей,
из которых наиболее известны работы «Что такое
собственность?» (1840), «Система экономических
противоречий, или Философия нищеты» (1846),
«Исповедь революционера» (1849) и «О политической
способности рабочих классов» (1865).
В воззрениях Прудона, как и в его
жизни, соединялось немало противоречивых черт и,
казалось бы, несочетаемых качеств: личная
скромность и склонность к мессианству,
революционность провозглашавшихся целей и
приверженность к реформистским средствам,
вольнолюбие в общественной жизни и крайняя
патриархальность в семейном быту. Отстаивая
индивидуальную свободу, Прудон одновременно писал
работу «Порнократия, или Женщины в настоящее
время», выступая против женской эмансипации и
обосновывая тезис об извечном неравенстве полов.
Передовой консерватор, реформистский революционер,
оптимистический пессимист – таким предстает
этот человек, которого А.И.Герцен называл
«действительным главой революционного принципа во
Франции» и «одним из величайших мыслителей нашего
века».
Прудон был противником
государственного насилия в любых формах: будь то
конституционная монархия Луи Филиппа,
бонапартистская империя, якобинская республика или
революционная диктатура. Проанализировав опыт
революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция
несовместима с государством, а попытки реализовать
утопии приверженцев государственного социализма
(Луи Блана, Огюста Бланки и других),
рассчитывавших овладеть властью и использовать ее
как инструмент преобразований, ведут только к
победе реакции и к поражению революции.
Если у Штирнера и Годвина, мало
известных широкой публике, анархический идеал
носил по преимуществу абстрактно-философский
характер, а критика государства явно преобладала
над конструктивными идеями, то Прудон развил и
популяризировал анархическое мировоззрение, во
многом подготовив появление поколения парижских
коммунаров.
Задачей социализма в XIX в. Прудон
считал достижение реального социального равенства
и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление
власти государства над человеком). Прудон избегал
абстрактных схем, не занимался прожектерством, а
стремился изучить и оценить уже существовавшие
тенденции. Он говорил: «Я не предлагаю никакой
системы; я требую уничтожения привилегий и
рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим
дисциплинировать мир».
Государственной власти, иерархии,
централизации, бюрократии и праву Прудон
противопоставил принципы
федерализма, децентрализации, взаимности
(мютюэлизма), свободного договора и
самоуправления.
Характеризуя современное общество, Прудон писал о
круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании
централизации и монополизации с безудержной
конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и
корысти». Во имя свободы Прудон нападал на
государство, во имя равенства – на
собственность.
Прудон утверждал, что политическая
свобода невозможна без экономического обеспечения
и без децентрализации управления. «То, что
называют в политике властью, – писал
он, – аналогично и равноценно тому, что в
политической экономии называют собственностью; эти
две идеи равны друг другу и тождественны; нападать
на одну – значит нападать на другую; одна
непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то
нужно уничтожить и другую – и обратно».
Исходя из этого Прудон так
формулировал собственное кредо: «Итак, то самое,
что на экономическом языке называется нами
взаимностью
или взаимным обеспечением, в политическом смысле выражается
словом
федерация. Этими двумя словами определяется вся
реформа наша в политике и в общественной
экономии».
Прудон подчеркивал, что лишь на
основе широчайшей и полной свободы личности, лишь
в результате осознания людьми своих интересов и их
взаимного согласования возможны истинная анархия,
настоящий порядок и реальное единство.
Будучи противником рыночной
экономики и неограниченной
конкуренции, Прудон не
стремился заменить их
государственно-социалистической казармой и
тотальной регламентацией. Говоря об «основном
принципе верховности общего и подчиненности
личного элемента» у всех
социалистов-государственников (от Платона до
Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет: «Эта
система коммунистическая, правительственная,
диктаториальная, авторитарная, доктринерная, она
исходит из того принципа, что личность существенно
подчинена обществу; что только от общества зависят
жизнь и права отдельного лица; что гражданин
принадлежит государству, как дитя – семейству; что
он находится вполне в его власти ... и обязан ему
подчиняться и повиноваться во всем».
Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права
общества, и
права личности, отрицая как эгоистические, так и
деспотические крайности. Чтобы избежать их,
французский анархист рекомендовал разрушить
государственную власть и социальную иерархию,
заменив их добровольным союзом свободных
личностей, общин и местностей. «Общество дулжно
рассматривать не как иерархию должностей и
способностей, а как систему равновесия свободных
сил, где всем гарантированы одинаковые права, с
условием нести одинаковые обязанности, равные
выгоды за равные услуги. Следовательно, эта
система существенно основана на равенстве и
свободе, она исключает всякое пристрастие к
богатству, рангам и классам».
Благодаря Прудону анархизм
распространился по всей Европе, найдя целый ряд
выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии,
Пи-и-Маргаль в Испании и другие). Историк
анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К
несчастью, он умирал как раз в то время, когда
возник Интернационал. Но в то же самое время
огромная фигура Бакунина уже появилась, и на
каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок
от этой замечательной личности».
|