Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен.
Выигрыш от внешней торговлиПредставленные выше теории пытались
объяснить структуру внешней торговли с точки зрения того, что выгодно
вывозить и ввозить данной стране. Но не менее важным является вопрос о
том, на каком уровне установится цена равновесия на мировом рынке,
поскольку именно с этим связана количественная оценка конкретной выгоды,
получаемой страной от специализации и международного обмена.
Для выяснения этого вопроса сопоставим спрос, предложение и условия
равновесия, например, на рынке товара X в торгующих странах.
Предположим, что страна В обладает сравнительным преимуществом в
производстве товара X, и в отсутствие внешней торговли соотношение цен
на внутреннем рынке устанавливается на уровне 1X=O,5Y (рис. 13.3,в).
В стране А аналогичное соотношение цен будет: 1X=2Y.
Очевидно, страна В будет экспортировать относительно дешевый товар X в
страну А.
Кривая спроса мирового рынка (Dm) на товар X (в данном случае спроса
страны А на импорт товара X) строится на основе величины избыточного
спроса в стране А при ценах, более низких, чем внутренняя цена
равновесия (2 Y за IX). Кривая предложения на мировом рынке (Sx)
получена, исходя из величины
избыточного предложения в стране В при ценах выше внутренней цены
равновесия (0,5Y за IX).
Существует лишь один уровень цен, при котором спрос на мировом рынке
товара X равен предложению (т. Е на рис. 13.3,6). Это
будет цена 1Y за IX, при которой избыточный спрос на товар X в стране А
равен избыточному предложению данного товара в стране В.
Общий итог установления торговых отношений можно подвести, определив
выигрыши и потери производителей и потребителей обеих стран, а также
мирового хозяйства в целом.
В стране А после снижения цен с 2Y до 1Y, то есть до уровня мировых,
область потребительского излишка (с) увеличится на площадь (a+b+d) и в
целом составит (a+b+d+c). Производители товара X в
стране А понесут убытки от снижения цен, соответствующие площади (а),
поскольку в закрытой
экономике прибыль производителей была равна области (а+е), а после
установления торговых отношений, падения цен и сокращения внутреннего
производства с 40Х до 20Х составила только область (е). Таким образом,
потребители страны А получили выигрыш в размере области (a+b+d), а
производители понесли потери, равные (а). В итоге чистый выигрыш для
страны в целом оказался равным: (a+b+d) ~ (a)=(b+d). Для простоты
анализа мы принимаем предположение о равноценности единиц потерь
производителей и выигрыша потребителей.
Аналогично в стране В потребители после повышения цен до уровня
мировых теряют часть потребительского излишка, равную площади (h+i), а
производители выигрывают от роста цен и расширения производства область
(h+i+f). Чистый выигрыш страны составляет:
(h+i+f)-(h+i)=(f)-
Таким образом, мировое хозяйство в целом имеет выигрыш в размере
(b+d+f) (см рис. 13.3,6).
Распределение выгод между странами зависит от того, в какой степени
изменяются внутренние цены в результате установления торговых отношений.
Больше получаст страна, у которой цены изменились сильнее. Это
отражается правилом распределения выгод, которое гласит: выгоды от
внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в
обеих странах. Если относительные цены в стране А
изменились на D%, а в стране В на S% (в процентах от цены мирового
рынка), то.
Больше получает та страна, у которой эластичность
спроса и предложения по цене ниже. В нашем примере это страна А1.
В связи с проблемой распределения выгод от
внешней торговли, интерес для экономистов
представляет анализ динамики экспортных и импортных цен отдельных стран.
Этим целям служит показатель "условий торговли91 (terms of trade).
Он определяется как соотношение индексов экспортных и импортных цен и
рассчитывается для всего набора экспортных и импортных товаров вызывают
"улучшением" условий торговли. Однако анализировать его динамику
следует вместе с данными об изменениях объемов торговли и причинах
изменения цен.
|