Пятница, 17.05.2024, 07:04
Приветствую Вас Гость | RSS

econom.ucoz.ru

Меню сайта
Форма входа
Конструктор сайтов - uCoz
Категории раздела
Поиск

Рефераты

Главная » Файлы » Мои файлы

Витте, Сергей Юльевич
26.02.2010, 13:13

Витте, Сергей Юльевич

граф, министр финансов

29 июня 1849 - 13 марта 1915

Витте, Сергей Юльевич"Мне 62 года, я родился в Тифлисе в 1849 г." Так начал в 1912 г. свои "Воспоминания" граф Сергей Юльевич Витте. До сих пор три тома его мемуаров по праву считаются одним из ценнейших источников по истории России второй половины Х1Х - начала ХХ вв. Самого же автора вспоминают сейчас не так уж часто. Для тусклого "вицмундирного" высшего света Российской империи С.Ю.Витте был "выскочкой" из провинции. По сути дела он представлял для рубежа ХIХ - ХХ вв. принципиально новый тип чиновника-менеджера, талантливого администратора, слабо связанного с сословными традициями дворянства и внесшего существенный вклад в первую российскую модернизацию.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня (17-го по старому стилю) 1849 года. Предки его вышли из Голландии и переселились в Прибалтику, когда она еще принадлежала шведам. Во времена Петра I Прибалтика отошла к России, и Витте стали российскими подданными. Отец заведовал департаментом государственных имуществ, а позднее - департаментом земледелия и сельского хозяйства при наместнике Кавказа. В 1870 году он окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) и был зачислен чиновником в канцелярию новороссийского генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Затем он перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, в котором в 1886 году стал управляющим. Одновременно, как практик, Витте был приглашен в комиссию графа Э.Т.Баранова, занимающуюся изучением состояния железных дорог в России. В ее рамках будущий министр финансов подготовил проект "Общего устава российских железных дорог", а в 1883 году опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов".

В 1890 году Витте по приглашению Александра III назначается директором департамента железных дорог Министерства финансов с производством, в нарушение всех правил, из титулярных советников в действительные статские советники. 15 февраля 1892 году он становится управляющим МПС, а с августа того же года - министерства финансов. В 1893 году Витте стал уже министром с производством в чин тайного советника и почетным членом императорской Академии наук. По сути дела, Сергей Юльевич возглавил второе по значимости после МВД ведомство дореволюционной России, поскольк у Минфину подчинялись Государственный банк, Корпус пограничной стражи, фабрично-заводская инспекция.

Возглавляя 11 лет финансовое ведомство, Витте руководствовался идеями немецкого экономиста Ф.Листа, которым он посвятил вышедшую в 1899 году в Киеве брошюру "Национальная экономика и Фридрих Лист", а также теоретическим наследием своих предшественников, выдающихся ученых Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского. В основе его концептуальных подходов лежала идея создания независимой национальной экономики, защищенной от иностранной конкуренции таможенными барьерами, с сильной регулирующей ролью государства. Осуществление ускоренной индустриализации министр считал возможным за счет активного привлечения иностранных капиталов и государственных инвестиций. С этой целью в 1894 г. вводится государственная винная монополия, дававшая до четверти всех поступлений в казну. Одновременно ограничивается эмиссионная деятельность Государственного банка, осуществляется серия конверсионных займов за границей, что позволило с 1897 году перейти на золотое обращение. Единственный раз в отечественной истории (с 1897 по 1914 год) русский рубль был конвертируемой валютой, что облегчило приток в страну иностранного капитала.

Интенсивное развитие капитализма Сергей Юльевич связывал с опережающим развитием транспортных коммуникаций, науки и образования. Именно он был инициатором строительства Сибирской железной дороги, а затем изыскивал значительные суммы на ее быстрейший ввод в эксплуатацию. Для организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке строится ледокол "Ермак". Именно Витте пригласил Д.И.Менделеева заведовать Палатой мер и весов и за короткий срок великий ученый сумел упорядочить дела в этом ведомстве. Он "продавил" открытие трех политехнических институтов, 73 коммерческих училищ и множество других учебных заведений, без которых быстроразвивающаяся экономика страны захлебнулась бы из-за отсутствия квалифицированных кадров. Наконец, именно при Минфине в 1902 году создается первое в России Государственное агентство печати, получившее наименование Торгово-телеграфное (позднее - Петроградское телеграфное агентство).

Выступая последовательным сторонником капиталистического развития страны, более того,- активно подталкивая это развитие, Витте до конца своей жизни оставался убежденным монархистом и крайне скептически относился к либеральным, народническим и марксистским теориям.

Во внешнеполитической области министр финансов был сторонником мирных методов финансово-экономической экспансии, прежде всего на Дальнем Востоке. По существу впервые в истории отечественной внешней политики он предложил целостную программу проникновения и закрепления России в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, прозорливо отводя ему роль "Средиземного моря будущего", т.е. центра мировых торговых коммуникаций. Именно по его инициативе началось строительство Китайско-Восточной и Южно-Китайской железных дорог, Порт-Артура, Порта Дальнего, активное проникновение в Манчжурию и Квантунский полуостров За заключение в Портсмуте мира на сравнительно благоприятных условиях Витте высочайше был пожалован графским титулом. Вместе с князем А.Д.Оболенским и Н.И.Вуичем он написал знаменитый манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" и по сути дела заставил царя подписать его 17 октября 1905 г. Этот шаг спас тогда страну от хаоса гражданской войны, а самодержавие от краха. Через два дня Витте назначается председателем только что созданного Совета Министров. В этом качестве он для стабилизации внутреннего положения добился получения от Франции и ряда других европейских стран крупных займов. 14 апреля 1906 г. подал прошение об отставке, которое сразу же было удовлетворено. 22 апреля специальным рескриптом император отметил заслуги Витте в искоренении "крамолы", наградил его одним из высших российских орденов - Александра Невского с бриллиантами и солидным денежным вознаграждением. Отставной сановник вплоть до своей смерти 28 февраля (13 марта нового стиля) 1915 г. оставался членом Государственного Совета и председателем его комитета финансов.

Категория: Мои файлы | Добавил: Сергиус
Просмотров: 1472 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 87
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0